Суббота
21.10.2017
15:11
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Главная » 2015 » Январь » 24 » ГДЕ ТВОЙ БОГ? «Левиафан» - фильм о наступающей зиме мира
ГДЕ ТВОЙ БОГ? «Левиафан» - фильм о наступающей зиме мира
23:54

Притча. О чем?

Понятно, что воспринимать фильм буквально может только министр культуры – но ему положено по должности. Кстати, тот факт, что в самом том городе, где снимался фильм, не так давно бизнесмен застрелил мэра, его «зама» и застрелился сам – уже опровергает заклинания о том, что это кино не про нас, все это ложь и чернуха. На самом деле Звягинцев смягчил реальность – никого не убил. Почти. Но притча не об этом. Фильм не о ситуации с властью и не про РПЦ МП. Это только материал для фильма. Фильм глубже.

Князь мира сего

«Левиафан» – это одно из имен сатаны. Левиафан – князь мира сего, змей, опутавший весь мир, проникший в сердца и души. У чудовища масса рук и щупальцев – и они, в конечном счете, все сходятся на шее героя Серебрякова, которого по смыслу надо бы назвать Иовом. Но назвать его так нельзя.

Мэр-злодей, менты, бандиты, судья и прокурор – это челюсти и когти зверя, а голова его увенчана золоченой митрой лжецеркви.

Но если бы зло было только там, то неудавшийся Иов устоял бы. Но тогда, когда, казалось, забрезжила надежда, Левиафан заходит с другой стороны: жена – изменяет, друг и близкие – предают. Сам же главный герой никаких средств для решения проблем кроме водки не знает. Он попал в ситуацию Иова, но он не Иов. Отличие серьезное: он не знает Бога. У него свои боги.

Где же твой Бог?

Этот вопрос «не Иова» говорит о том, что Бог – не его, что Он не нужен, не востребован даже в самый страшный день жизни. Он был не нужен, когда было хорошо, не нужен – и когда стало плохо. А когда стало очень плохо, в Его адрес не раздается ничего кроме ропота. И неудивительно, что после этого станет еще хуже.

Относительно положительный герой фильма – священник, стоящий в очереди за хлебом и судя по количеству хлеба многодетный и небогатый - говорит слова, над которыми стоило бы задуматься: «Мой-то Бог со мной, а где твой – не знаю. Кому ты молишься?» Этот ответ можно было бы вынести в эпиграф фильма, потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Где сокровище неудавшегося Иова? Что для него главное в жизни? К Богу милосердному, о Котором спросил пьяный и убитый скорбями Николай, он, похоже, никогда не обращался. Его бог – дом и «отеческое» наследие, родное пепелище. Он признается, что в этом его жизнь… Предложение переехать в Москву и начать новую жизнь не вызывает у него оптимизма. Упрямство, гонор и компромат – этим не победишь Левиафана, это его собственные орудия.

Священник цитирует книгу Иова. Но не договаривает главных слов о Лефиафане…

«…Только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой»

Левиафан, казалось бы, в какой-то момент ослабивший хватку, получает ободрение от своей головы – золоченой митры. Она вещает: «Всякая власть от Бога, а где власть – там сила… Решай свои вопросы сам, своей силой». А за это время Николая уже без всякой внешней силы перемалывают «семейные обстоятельства», которым у него нет сил противиться - он раздавлен не извне, а изнутри.

Открыв очередную бутылку водки, он спрашивает: «за что мне это»? И это главный вопрос фильма. Что такого особенного сделал Николай? За что его все это постигло? Иов был праведным – и именно праведность была причиной испытаний. Николай – просто жертва. Жертва самого себя. Левиафан съел его просто так. Потому что «только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой», а с Николаем нет этого Сотворившего. Точнее, Николай не потрудился, чтобы Он с ним был. Сломленный Николай на долгие годы отправляется на зону. Может, это намек режиссера, может, там будет встреча с Богом и Николай все же станет Иовом?

«Он царь над всеми сынами гордости»

В последних кадрах фильма все «сыны гордости», все клыки и когти собрались вместе… в храме, построенном на крови, насилии и лжи. Голова в митре выползает из алтаря и говорит проповедь, пропевает как песню победный гимн самому себе – непобедимому и страшному. А все остальные предстоят зверю в трепете и внимают его словам. И «правильный» священник – тут же. Он тоже в этой связке – это образ части священства РПЦ МП – заложников большой лжи, утешающих себя тем, что они делают маленькую правду.

Вспоминаются слова Откровения: «И поклонятся ему (зверю, выходящему из моря - Левиафану!) все живущие на земле».

Мэр убедился в том, что его власть «от бога», что «благие дела» помощи «церкви» находятся под покровом высших сил. Он было усомнился в этом, но митрополит убедил его, да и дело в конце концов выгорело. Теперь мэр чувствует «божественное» покровительство. Он уверовал в своего бога, который помогает ему. И стоя в храме, он говорит сыну: «Смотри сынок, это – наш господь – он все видит», указывая на икону Христа.

Вот только помогал ему не Христос, и бог его не Христос, а Левиафан – Апокалиптический зверь из моря. И очень знаменательно, что именно его, этого зверя, он отождествляет со Христом. Это и есть та самая подмена, о которой предупредил Иоанн Богослов – Антихрист. Внешне – Христос, по сути – левиафан.

В этом смысле понятен яркий кадр фильма – из храма по мосту тянется цепочкой черный змей дорогих иномарок. Храм Христа не может стоять на крови, на лжи и насилии. А храм АНТИхриста – именно там и должен стоять.

***

Последние кадры фильма – зимние пейзажи. Мы видим те же места, где разворачивалось действие фильма, но уже скованные льдом, засыпаемые снегом. Красиво и мертво. Смертный холод, конец жизни, богооставленность, небытие. Никакого катарсиса, никакого бунта кроме как в стакане водки. Никакого торжества добра над злом. Убить Левиафана может только Создавший его, посрамить его могут только те, кто с Создавшим его. Таких в фильме нет. Поэтому – все сковывается льдом. Зима мира сего.

Епископ Игнатий (Душеин), Россия

 

Просмотров: 1821 | Добавил: Abbat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]