Вторник
24.10.2017
07:09
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Главная » 2012 » Апрель » 11 » Герои или иуды? Мысли в начале Страстной
Герои или иуды? Мысли в начале Страстной
12:19
Удивительно как по-разному переживается каждый год время Великого Поста. Единственно, что, кажется, остаётся неизменным – это всплеск агрессии и ненависти со стороны тех, кого принято именовать народом-богоносцем. Всё то же жгучее желание контролировать жизни других – от содержимого их холодильников до спален… Навязчивое желание прийти с инспекцией в жизни, мысли и души других людей с неизбывной позицией «всё ясно» (разумеется, ясно всегда и всё, ни вопросов, сомнений быть не может в принципе!). Какое-то повсеместное желание развязать джихад против других и против их грехов… И всё это на фоне ежедневно читаемого «даруй ми зрети моя прегрешения»… Но кому нужен этот дар? Кого интересуют свои, если так много увлекательного происходит вокруг, и ещё стольких можно осудить, проклясть, а если посчастливится - и казнить… Собственная душа обычно мало интересует уже «стоящих в истине». И вот, слова молитвы глохнут в запале очередного джихада, и ненавистью измеряется истинность веры.

 

  Время Великого поста в этом году оказалось необычным именно своей яркостью происходящего. В новых постановках проносились знакомые исторические эпизоды. Были слышны призывы бороться против тех или других и, конечно же, казнить их, причём, как и всегда, казнить чужими руками… И всё те же узнаваемые ультиматумы тем, кто не желает вступить в ряды крикунов: «Если отпустишь Его, ты не друг Кесарю!» (Ин. 19:12), а в современных прочтениях – враг государства или Церкви…

 Крики, лозунги, транспаранты, марши ненависти… Именно этими звуками аккомпанировал «богоносец» нынешний Великий пост. Это, впрочем, уже из Оруэлла: «На шестой день Недели ненависти, после шествий, речей, криков, пения, лозунгов, транспарантов, фильмов, восковых чучел, барабанной дроби, визга труб, маршевого топота, лязга танковых гусениц, рева эскадрилий и орудийной пальбы, при заключительных судорогах всеобщего оргазма, когда ненависть дошла до такого кипения, что попадись толпе те […], которых предстояло публично повесить в последний день мероприятий, их непременно растерзали бы». Вот с таким настроением подходит «богоносец» к Страстной Седмице… Врагов же у «богоносца» много, гораздо больше, нежели друзей. Что ж, «по вере вашей да будет вам!» (Мф. 9:29).

 И «богоносец» всегда объяснит, что эти обозначаемые «враги» — это враги не личные, а Христа, а, стало быть, возмездие таковым – дело святое и праведное, и препятствующий оному – препятствует самому Христу. В таких ситуациях вспоминается один евангельский эпизод, когда Христа отвергли в одном самярянском селении. В ответ на это оскорбление Христа ученики Его, будучи в запале гнева (как им казалось, праведного) обращаются: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?». Многим кажется, что вот он, «экзамен неофитам», о котором так много кричали в последнее время, ведь «если стерпеть произошедшее, значит можно брать всех голыми руками». А тем более, наказать оскорбителей несложно, ведь у Христа в то время уже была, как сказали бы сейчас, общественная поддержка. Думают так действительно очень многие, но «Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9:54-57).

 Сегодня мы переносимся в прошлое и вспоминаем Вход Господень в Иерусалим. Тогда тоже многие кричали и ликовали: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк.11:10), били себя в грудь, декларируя свою готовность положить жизнь за Царя и за торжество его Царства: «с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк. 22:33), «я душу мою положу за Тебя» (Ин. 13:37). Восклицали и клялись они, конечно же, вполне искренне, только вот, отстаивать готовы были нечто своё, понимая под царством вполне земное утверждение власти. Собственно, именно так Царство и Церковь представляют сейчас многие из потомков тех крикунов. Как верно отметила преподобномученица Мария (Скобцова): «Для многих Церковь стала атрибутом великодержавной государственности, все ставило своей целью явить мощь, богатство, несокрушимость Православной Церкви и покровительствующего ей великого государства». Собственно, это то, что сейчас некоторые называют «воцерковлением политики», а по сути - ни что иное как агрессивная политизация церкви.

 Тогда, в ожидании грядущего царствования и славы, люди, окружающие Христа, уже начали распределять места в будущей системе управления: «дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую во славе Твоей» (Мк.10:37; так же Мф. 20:21), начали думать о том, кто из них лучше, правильнее, больше (Лк.9:46). И сейчас происходит то же. Совсем, как у Высоцкого:

 Мы на роли предателей,

Трусов, иуд

В детских играх своих

Назначали врагов. […]

А на роли героев

Вводили себя.

 Правда, нынче такое распределение «членства в клубе» и такой делёж на «правильных» и «неправильных» происходит вовсе не из-за детской наивности, но носит вполне циничный и расчётливый характер.

 Но Христос и здесь не оправдает ожиданий кричащей толпы. Он сознательно отказывается от славы и внешних атрибутов царствования, снова подчёркивая, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36) и что «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17:21). Но толпа не слышит, да и не хочет этого слышать, ей это попросту малоинтересно. Всё чаще раздаются призывы к царству именно земному, внешнему, видимому, зачастую именно ценой отказа от царства внутреннего. Вот уже слышны голоса сделать Церковь государственной, преследовать «врагов церкви» (под которыми чаще всего подразумеваются собственные враги или просто оппоненты). Вообще поразительно, как быстро приходит искушение отказаться от Царства Христова и переделать его по образу мира сего!

 Спаситель же, наблюдая за этими криками, радостью и ожиданиями чего-то своего, «заплакал и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк.19:41-42). Толпа, всецело поглощённая своими убеждениями ожиданиями в коих крепко стоит, осталась глуха к словам Христа. Суть вещей вообще мало кого интересует, для этого нужно хотеть и уметь заглянуть вглубь, научиться задаваться вопросом «почему?», научиться сомневаться… Людей, как правило, интересует форма, ставшая в сознании людей главной и самодостаточной, и именно форме в истории приносилась в жертву суть. Если же нет ожидаемой формы, то и суть оказывается людям ненужной.

 Так случилось и в тот раз: форма не оправдала ожидания людей, — никакого захвата власти, построения системы управления, наказания врагов не произошло, и «тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф. 26:56). Оставивших принято осуждать, однако, мы сами поступаем точно так же всякий раз, когда, забывая о Нём и не слыша Его, суть приносим в жертву форме. Когда, например, во имя «защиты добра» готовы применить зло и распаляем ненависть. Когда «благочестием» формы готовы оправдать любую ложь и неправду, а во имя «благой цели» готовы пойти на гнусность и обман… Когда элементарная порядочность и благодарность уступают каким-то «высоким» идеалам… Когда собственные непорядочность, ложь, подлость и ненависть оправдываются какими угодно «врагами» или «заговорами»… Всякий раз это мрачный путь в мир подмен, в зазеркалье христианства, где форма вроде бы та же, но содержание противоположное. И не стоит обманываться, — сколько бы мы ни кричали о собственно истинности, о «стоянии в правде», о преследовании высоких целей, всякий раз подмена неизменно остаётся подменой и предательством Христа, оставлением Его… А мы сами становится лицемерами и фарисеями, к которым обратился Христос: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Хорошо было бы, если об этом вспоминал «стоящий в истине» «богоносец» всякий раз, когда в нём зреет очередное осуждение новых «неправильных», глаза наливаются кровью, а рот вот-вот разомкнётся, чтобы выкрикнуть «ату!». Вполне возможно, что именно горячо осуждаемые уже находятся впереди очереди в Царство Божие…

 Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) замечательно точно описал такое зазеркальное христианство: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху…» (Ин. 18:28). Образ человечества, нравственно стоящего "на голове”. Предающие и убивающие Премудрость опасаются "оскверниться” входом в преторию. Яркая иллюстрация к словам Христовым о "слепых вождях слепых”… Лжерелигия всё время боится (это её специальность - такая боязнь!) "поглотить комара”. И всё время глотает стада верблюдов… Отвлечённая лжецерковность, "каноничность”, лишённая любви, и материализм дышат ненавистью к Сыну Божьему».

 Что ж, очень хочется, чтобы у всех нас хватило мудрости и сил помнить о Христе, именно о Нём, а не своих на Него планах. И помнить, что в коечном итоге никакая внешняя форма сама по себе, никакие внешние благочестие и каноничность не способны приблизить нас ко Христу-Спасителю. И ещё о том, что в истории именно те, кто громче всех кричит о своей праведности и преданности, оказывались первыми, кто оставлял Его. Те же, кто молча слушал, подчас проявляли гораздо больше верности Христу и друг другу. Пусть же прошлое, с особенной остротой переживаемое в Страстную Неделю, будет для всех нас уроком, и каждый из нас приблизится к Пасхе Христовой добрее, чем был ещё несколько дней назад.

Владимир Мельник
http://www.religion.in.ua/

Просмотров: 414 | Добавил: Abbat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]