Понедельник
26.06.2017
06:34
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Главная » 2015 » Декабрь » 22 » Иеромонах Евгений (Пампура): «Победим внутреннего врага, не будет надобности бороться с внешним»
Иеромонах Евгений (Пампура): «Победим внутреннего врага, не будет надобности бороться с внешним»
00:19

Иеромонах Евгений (Станислав Пампура) — кандидат философских наук, доцент, священнослужитель, а также автор «Размышлений монаха» — книги, издаваемой Ассоциацией «Духовное возрождение» в рамках серии «Национальные евангельские авторы».

 

После 15 лет работы в вузах мой собеседник ушёл из системы высшего образования, крестился в православии, полтора года служил при храме и, в итоге, ушел в монастырь, где был пострижен в монахи и рукоположен во иеромонахи.

 

Одним словом, человек интересный, думающий, а главное – глубоко-верующий в Бога. О чем и стоит рассказать подробнее.

Молчание – золото

 

Инга Че: "Язык будущего века - молчание" – таково ваше убеждение, которое я прочитала из вашей же вскоре издаваемой книги. Почему же молчание, а не, допустим, откровенный, искренний разговор с тем же ближним?

Иеромонах Евгений (Пампура): Я бы уточнил: не убеждение, а осознание, которое, в свою очередь, основано на моём прочтении как Ветхого, так и Нового Заветов, а также древних подвижников Церкви. Смотрите: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие», – так пишет апостол Иаков в своем послании, в первой главе. Да ведь и Сам Христос предупреждает: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Или вот из Псалмов: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла... и делай добро», «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных».

Вы заметили, что во всех этих цитатах говорится о сдерживании языка от пустословия и, уж тем более, от злословия? То есть речь о предпосылках, подводящих к сути, о которой Исаак Сирин еще в VI веке писал так: «Паче всего возлюби молчание, потому что оно приближает тебя к плоду; язык же немощен изобразить оное. Сперва будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию. Да подаст тебе Бог ощутить нечто, рождаемое молчанием. Если же начнешь сим житием, то не умею и сказать, сколько света воссияет тебе отсюда». Это «нечто, рождаемое молчанием» есть Божие Присутствие, Свет, Благодать. То есть главное для христианина. В этом – цель его жизни.

— Неужели это возможно: чтобы все на Земле замолчали? Возможен ли в таком случае вообще какой-либо прогресс, развитие, смысл человечества?

— Конечно невозможно, чтобы все замолчали, ни в прямом, ни даже в переносном смысле слова. Но почему-то никто ведь не спрашивает, что будет, если все станут профессорами математики? Думаю, в этом случае тоже не было бы ни прогресса, ни человечества вообще. Хотя профессора математики, в отличие от монахов, не соблюдают обет безбрачия.

Знаете, почему упомянул монахов, отвечая на ваш вопрос? Потому что нас, монахов, называют еще «безмолвниками».

Так вот не станут на Земле все безмолвниками. Ни монахами, ни безмолвниками. Я убеждён, что даже 1% населения Земли не станет просветлённым, духовным. Не потому, что не способны или им это кто-то не позволит. А потому что это им и даром не нужно. Так уж устроен мир. И такова, видимо, воля Божия. Неисповедимы пути Господни, и, полагаю, нет нам смысла и нужды гадать о будущем Вселенной, человечества или о чём-то подобном, глобальном. А вот о том, кто я, кем могу стать, и что для этого надо делать, думать можно. И, на мой взгляд, нужно. Без этого думания человек перестаёт быть человеком.

Для чего не нужна семья

 

 Возвращаясь к немного затронутой в первой моем вопросе теме отношений. Знаете, есть такое выражение: "Все мы друг другу - израненные целители: в тебе мое исцеление, во мне - твое". Согласны с ним?

— Это хорошие слова, подводящие к осознанию друг друга братьями и сёстрами, к бескорыстной и даже самозабвенной помощи нуждающимся. И в то же время, разве не справедливы слова Христа, высказанные в Евангелии от Матфея: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму»? Или слова Псалма: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения»? В делах житейских могут помочь милосердные люди – это да. Однако на духовном пути помогает либо Бог сам непосредственно, либо же через людей, просвещённых Божией благодатью, Духом Святым.

Вообще же, советую разумно относиться к афоризмам. Они, как и притчи, имеют смысл только в определённом контексте и не должны толковаться как универсальные истины. Об этом, кстати, предупреждал ещё Иоанн Златоуст, истолковывая Евангелия в IV в.

Нам важно определиться со словом «исцеление». Отвечу, понимая его как духовное исцеление, т.е. не как уничтожение какого-то отдельного физического или психического недуга, а как преображение самой греховной природы. Исцеление – это обретение Божией благодати, устойчивое пребывание в Духе Святом. По-другому – прозрение, просветление, освобождение.

Возьмем, к примеру, брак. Супружество не направлено на такого рода исцеление. У брака задачи другие.

 Неужели в семье человек не исцеляется во всех смыслах, в том числе и духовном?

— В моём понимании, семья существует, прежде всего, как самостоятельная хозяйственная единица с разумным разделением труда между мужчинами и женщинами, старшими и младшими. Конечно, в семье рождается и взращивается потомство, обеспечивается нормальное продолжение человеческого рода. Взращивание при этом является материальным обеспечением и социально-культурным воспитанием, образованием. Однако важно помнить и понимать, что задачи духовного становления традиционно возлагались преимущественно не на семью или школу, а на церковь.

 

Если мирская жизнь, важнейшими частями которой являются работа и быт, целиком поглощают человека или даже просто преобладают в его жизни, то эта работа или быт в семье наносят огромный вред человеку.

Если же в семье царят любовь и взаимопонимание, уделяется внимание духовной жизни, то брак приносит пользу. Но и в этом случае в христианской традиции считалось весьма благодатным после завершения деторождения супругам жить как брат и сестра, а после того, как дети вырастут, оставлять им хозяйство и расходиться в разные стороны - уходить в монастырь, а то и становиться нищими странниками или отшельниками. Это так непривычно для нас. Но это не на словах, а на деле расставляло приоритеты: для чего живёт человек, для мирского благополучия, комфорта, почёта и уважения или для очищения души, для подготовки её к встрече с Богом.

— Гибнет народ от невежества

 В своей книге вы откровенно делите людей на, собственно говоря, Людей и на Человеко-образных. Не боитесь ли, что это будет истолковано превратно?

— Извратить можно всё, что угодно. К примеру, идеологи «арийства» до неузнаваемости извратили философию Ф. Ницше, в которой присутствовали идеи о человеке будущего или сверх-человеке – существе творческом и высокодуховном. Мысль о том, что именно Ницше явился зачинателем и вдохновителем идеологии нацизма с готовностью подхватили идеологи большевизма, которые сами столь же дико извратили взгляды К. Маркса на коммунизм и человека будущего. Между прочим, представления Маркса и Ницше о человеке будущего схожи. Так же как похожи и их тоталитарные извращения в германском нацизме и советском коммунизме.

Я считаю, что главная беда человека – это не страсть гордости – мать всех грехов, а невежество. Невежество – исходная причина и гордости (гордыни), и всех прочих страстей. Оно же - причина нацизма и коммунизма в их идеологиях и практическом воплощении.

Человеко-образные – существа, лишь во внешних чертах схожие с Человеком. Невежественные и прямолинейные. Наглые и самоуверенные. Их Бог очевиден и прост – деньги. Они ценят только то, что эквивалентно деньгам, то есть то, что можно купить и продать. Поэтому они не ценят духовность, творчество, любовь, милосердие. Поэтому же они и материалисты в самом вульгарном смысле слова. Их потребности обычно сводятся к тому, что ниже пояса – чреву и разнузданной сексуальности. Да ещё к злобно-тщеславному азарту.

Не надо думать, что таких нет среди верующих, религиозных. Просто среди верующих ярко проявляется ещё одно свойство человекообразных – лживость. В церквях они тоже ищут выгоды для себя. Обманывая и лицемеря, такие очень часто наивно обольщают и самих себя, полагая, что милость Божию можно так же купить, как они привыкли покупать всё остальное.

Конечно, «человекообразные» - обидное слово. Но я никого не хотел оскорбить. Уверен, живущие материальным и бездуховным моих книг даже не откроют. А вот тех христиан, которые слишком благодушествуют, живут тепло-хладно, это слово, может быть, заставит задуматься, задать себе вопрос: «Кого же это автор имеет в виду? Не меня ли?». И послужит толчком, чтобы что-то изменить в себе, своём образе жизни. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Узок путь

— Чем должна быть Церковь в жизни современных христиан? Должна ли она воспитывать Человека?

— Церковь должна снова стать Духовным Училищем. То, что христианские церкви почти полностью утратили традиции преемственности, духовного обучения, в отличие от индуистов, буддистов, даосов, большая беда нынешних христиан. Эта традиция будет восстановлена, если появятся духовные учителя, мудрые наставники и, конечно, если их не затравят церковные функционеры – начальники, администраторы, бюрократы.

 

Только вот где взять этих учителей и наставников? Кто они? Священники, читающие проповедь по бумажке и однообразно повторяющие: «Ходи в церковь, молись, кайся»? К тому же, часто важнее слов личный пример. А какой пример? Страстное стремление очень многих священнослужителей к материальному благополучию – особнякам, дорогим иномаркам, заграничным поездкам по святым, а также и далеко не святым местам. Всё это не прикроешь сладко-медовыми речами и умильным выражением лица.

 

Вместо доброжелательности, уважения к знанию и духовному опыту в христианских церквях сейчас почти повсеместно господствуют обрядоверие, цитатничество, идолопоклонство. Кратко – невежество. Это положение невозможно изменить указами и любой формой насилия.

 

Что и как делать при таких обстоятельствах в двух словах не скажешь. Из причин же укажу на две, по-моему, очень важные. Во-первых, речь о справедливой поговорке: «Рыба гниёт с головы». И вторая причина: земная церковь должна быть организацией, существующей на основе соборности, а не централизма, где все волеизъявления идут сверху вниз. А снизу наверх не только не идут, но и вообще не принимаются во внимание.

 

Очень важно ко всему сказанному добавить и следующее.

Я хочу, чтобы читатель как можно более ясно и недвусмысленно понял: христианская церковь - не клуб, в котором благочестивый человек мог бы прилично, с удовольствием и пользой для себя проводить время.

Для меня очень важными для понимания учения Христа являются слова из Евангелия Матфея 19:16-26 о спасении и совершенстве. Человек, живущий благочестиво и законопослушно, например, как верующий иудей, обретёт вечную жизнь. Для этого не надо быть учеником Христа. Но, если хочешь стать совершенным, продай имение своё, и деньги раздай нищим, то есть покончи со всем, что тебя держит в мире. Потом приходи и следуй учению Иисуса. Его учение - это учение креста. Новый человек, богоподобный, рождается через умерщвление старого. На крест идут люди самоотвержения и подвига. А не почитатели тепла и уюта.

Меня всегда удивляло, как можно не прочитывать этого – ведь в этом пафос, лейтмотив всех 4-х Евангелий! Но ведь это так: видя не видят, и слыша не слышат!

Христианство – это и не религия, призванная покорить страны и континенты. Это учение избранных. Но избранных не по национальности, государству, культуре, образованию или социальному положению (статусу). Человек сам избирает для себя путь богоподобия и богоизбранности, узкий, тернистый, но светлый и радостный. Поэтому, точнее будет сказать не «учение избранных», а «учение избравших».

Двухтысячелетний опыт христианских церквей свидетельствует: желающих избрать этот путь очень и очень мало. О чём ясно и недвусмысленно предупреждал Христос, говоря об узком пути и тесных вратах. И не надо прикидываться, что мы не замечаем этого.

 

Что делать, как жить этим немногим желающим, потерявшимся в нашем суетном мире, в океане информации, претендующей на сенсацию и сиюминутное чудо? Помочь им в меру сил и возможностей – моя цель.

 

Юродивый нашего времени

 В предисловии к своей книге «Размышления монаха» вы пишете, что мечтаете написать книгу о юродстве. Неужели в наше время есть юродивые, о которых говорит Писание?

— Да, есть. Например, я. Живу на пособие по безработице в размере 977 руб. 50 коп. Расклеиваю рекламные объявления на щитах у подъездов – это еще 1 400 руб. в месяц. Иногда прошу милостыню на улицах. Мой денежный доход составляет около 10% прожиточного минимума. Бывает, что знакомые дарят мне вещи и продукты. Остальное необходимое добираю из мусорных баков, преимущественно, на задворках рынка и супермаркета «Магнит». Это позволяет мне довольно часто роскошествовать – есть фрукты и овощи. Помоешь, почистишь от гнили. Хорошо!

Всё свободное время, а у меня его довольно много, посвящаю чтению, писанию, размышлению. По возможности, стараюсь не избегать физических нагрузок. Из моего лексикона давно исчезли понятия: работа, отдых, выходные, отпуск. У меня есть одно – жизнь, целая, неделимая, прекрасная. Великолепный Божий дар.

Жить стараюсь своим умом. На меня не воздействуют государственная или религиозная пропаганда, СМИ, общественное мнение. Меня не смущает, не угнетает, что я живу «не как все», не стыжусь быть нищим и убогим.

Полагаю, что в наше время это и есть юродство. А юродство на самом деле и есть «норма».

------------------------------------------------------

Книга иеромонаха Евгения (Пампуры) «Размышления монаха» издается в рамках проекта «Национальные евангельские авторы» — одной и немногих действующих издательских программ в бывшем Советском Союзе. Проект создан Ассоциацией «Духовное возрождение» | Mission Eurasia для поддержки отечественных авторов, а также для открытия новых имен и неизвестных ранее талантов.

 

Книга готовится к изданию. Заказы принимаются на сайте Ассоциации. Здесь же можно ознакомиться со всем ассортиментом издательской серии «Национальные евангельские авторы».

 

Інтерв'ю

Беседовала Инга Че

Просмотров: 149 | Добавил: Abbat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]