Вторник
19.09.2017
23:51
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Наше православие. Есть ли у него будущее? Часть 2
Наше православие. Есть ли у него будущее? Часть 2
13:25
Все что Бог ни делает – к лучшему. Церковь управляется не усилием человеческим, но неисповедимым Промыслом Божиим. Наша Церковь совершенно уже не та, каковой она была до весны 2012 года. Люди меняются. Меняется духовный климат, и все мы это чувствуем.

Но в дальнейшей истории православия возможны такие сценарии, о которых мы даже не подозреваем. Так что живем, смотрим, бодрствуем и молимся.

По следам незатухающего события в связи с «Пуси райот»: меня отрезвило то, что Борис Гребенщиков не дал согласия выступать на концерте, посвященном панк-группе. Гребенщиков — раскрученный «бренд». Это сигнал интеллигенции, что все-таки нужно стоять на стороне более умеренных, рассудительных (украинское слово здесь уместно – помiркованих) представителей духовной и творческой элиты, каковым (причем ярчайшим ее представителем) и является Борис Гребенщиков с его философским интеллектуальным роком. Так есть.

Очень жаль, что сегодня православные христиане в России упустили возможность дать надежду и действительно христианский урок заблудшим душам, бунтующим против всего, что претендует на роль авторитета и законодателя (государства, церкви). Печально становится из-за того, что некоторые христиане так и не поняли, что могли поставить девушек в ситуацию, в которой бы они осознали свой нехороший поступок.
Церковь после «Пуси райот» стала другой…

Теперь к нашей приходской жизни...

То, что мы сегодня видим, не внушает оптимизма. Местами храмы переполнены, набиты битком, а есть пустые, да такие, что хоть закрывай. Но повсеместно чувствуется какая-то усталость, какой-то апокалиптический надлом. Интеллигенция, на которую столько возлагали надежд, отворачивается и уходит из церкви. Остается зачастую нечто неактивное, не читающее, не мыслящее и безликое.

Ослабевает общий тон религиозного вдохновения. Есть заказы, есть требы, но молиться некому. Уже мало кто ходит каждое воскресенье в храм. Мало богомольцев.

Храмы строятся, хотя не с таким размахом, как в 1990-е, но вот наполнение, я бы сказал, недостаточное. Чувствуется, повторюсь, все тот же надлом. Есть форма, но недостает содержания. Нет мощной широкой православной общины в размерах страны. Есть приходы с более или менее активной, малой общиной. Есть маргинальные православные группы, всё ходящие "крестными ходками" вокруг да около апокалиптических страхов. Есть большая, огромная безрелигиозная, безликая общность. И есть заказчики треб, суеверные покупатели «крестиков-ноликов», как цинично выразился один архиерей на Полтавщине. Православие финансово питается малой, нетребовательной религиозностью. Как выразился президент Беларуси: «Я православный атеист!»

Людей иногда во множестве собирают широко разрекламированные церковные события: крестные ходы и привоз святынь – мощей или чудотворных икон. И все. А так, в воскресные и будничные дни, большинство храмов наполняются совсем не так, как хотелось бы священнослужителям. Ну, не будешь же каждый день устраивать крестные ходы или привозить святыни: тоже приестся и выльется в банальную будничность. Нельзя эксплуатировать чувства верующих -- все надоедает и приедается. Есть понятие: охлаждение к святыне. В большинстве, в массе своей, широкие слои населения Украины и России не интересуются нашими церковными мероприятиями и праздниками.
Как веруют сегодня власть предержащие? Их веру я давно уже подметил и раскусил. Что это за вера? Ох, и вера! Обхохочешься.

Ясней и короче. Среди них почти нет молящихся не то что на вечерне, но и на самой литургии. Власть имущие и бизнесмены церковную службу не стоят и не молятся. Созваниваясь по мобилке, приходят в церковь (вижу на примере Полтавы и Кременчуга) к концу службы, чтобы получить очередную дежурную, давно уже обесцененную медальку на лацкан пиджака, а после попасть на торжественный обед… И все! Вот такая вера, и вся молитва. И не они одни виноваты в этом. Таково тяжелое наследие атеистического советского прошлого. И еще: православный культ с длительными непонятными богослужениями тоже исчерпывает себя. Но это уже отдельная тема.

Новые храмы

Скажу еще о настроенных храмах. Возникнет проблема на будущее -- как их содержать? Храмы, выстроенные по инициативе одного лица, храмы, не востребованные запросами народного верующего духа, в окружении равнодушного населения? Вы не думали, что в нынешних настроенных церквах в связи с уменьшением прихожан эти проблемы уже возникают?


Задумываются ли хоть на минуту строящие их меценаты, что настроенные многочисленные храмы придется еще и содержать? На какие деньги? Ведь на средства малосильных и немногочисленных прихожан, такие мощные и величественные архитектурные формы не посодержишь.

Ведь если не увеличатся численно стоящие и слушающие всенощную и литургию постоянно практикующие прихожане, храмы Восточной Европы повторят судьбу западноевропейских. Они будут сдаваться в аренду, будут выкупаться под мечети, китайские рестораны, ночлежки для беженцев эмигрантов. Так есть у них и так весьма может быть у нас. Подобные европейские сценарии не следует сбрасывать со счетов.

Православные в раю одни (?)

Я слышал (это, естественно, на правах анекдота), как умер один человек, и в загробном мире, перед тем как определять его участь, Господь дает повеление ангелам показать новопреставленному разные потусторонние места.

Ну, стали показывать: там народы земли, там католики, там протестанты, там исламский район, там иудеи, там харизматы шумно и весело празднуют. И вот, приводят человека в место, специально отделенное, зашоренное, закрытое от остального мира занавесочками и совершенно безмолвное. Пока шли, незаметно разговорились, даже чуть громко… И вдруг ангелы возле того места говорят новопреставленному: «Тсс-с-с!!! Тише! Промолчи, пока пройдем!» - «Почему? Что такое?» - «Да потому, что здесь находятся православные». - «А почему тихо?» - «Просто они думают, что они здесь одни».

Анекдот остается анекдотом, а реальность... Вот и председатель "военного" отдела РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов приходит к выводу о том,что "мусульмане гораздо ближе ко Христу, чем крещеные, в которых нет жалости".

Наступление неформальной религиозной общественности

Не скажу ничего пророческого, если предположу, что будут усиливаться секты, общины, претендующие на эксклюзивность религиозного сознания. Конституцию ведь не перепишешь под единую религию, теперь это невозможно. Как быть с ними?

Сегодня на смену традиционным верованиям на просторах СНГ приходит целый букет новых культов, течений и учений. Особенно возрастает мода на экзотические восточные практики. Судя по литературе на книжных прилавках, у нас большое пестрое разнообразие. Эклектика и синкретизм – вот наше будущее. Что делать с этим? Россия попробовала бороться судами и запретами, получается смешно и глупо, и закончится в дальнейшем ничем.

Религиозный кризис чувствуют все традиционные религии. Иудеи идут в народ, создавая автобусы-синагоги. Заставило! Сейчас религия выходит на площади: на улицах промышляют свидетели Иеговы, разные неохаризматические течения, Каббала, мормоны, сайентологи и прочее оккультно-мистическое разнообразие… Вплоть до совершенно неестественных, я бы сказал, причудливо диких, по нашему говоря, "чудернацьких" «центров внеземной эвакуации!».

Сегодня среди молодежи православие продолжает выглядеть религией стариков, делаясь объектом едких, остроумных и не очень насмешек, уходит в тень, уступая место религии поп-звезд, богатых и знаменитых. Ричард Гир - буддист, Борис Гребенщиков пробует скрестить, с-эклектить (если возможно и уместно вообще так сказать) буддизм с православием, и что-то у него получается, а что-то нет. Мадонна, заезжавшая к нам недавно, что-то нашла для себя в Каббале, а что-то в красоте православных храмов… но при этом жутко и страшно матерится… И молодежь настраивается идти по пути религиозных исканий этих ведущих рок- и поп-звезд. Вот такой на сегодня расклад -- можно сказать, разнобой в духовных исканиях предводителей молодежи.

Естественно, эти учения неустойчивы, по ходу времени они модифицируются в новые более сложные, или, наоборот, простые. Некоторые, вспыхнув, тут же угасают на религиозном небосводе. Вот религиозный мейнстрим, основной поток, направление нашего времени.

И сверлит постоянно вопрос: почему молчит Бог? Наш живой Бог! Почему не покажет явно, на чьей ОН стороне? Иногда молчание Бога приводит к мысли, что Он, как Солнце – на стороне всех живущих на земле.

Окончание следует

1-я часть статьи: 

http://odigitrya.at.ua/news/nashe_pravoslavie_est_li_u_nego_budushhee/2012-10-11-1111


Архимандрит Аввакум (Давиденко),

Полтавская епархия УПЦ (МП)

Просмотров: 331 | Добавил: Abbat | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]