Воскресенье
23.07.2017
11:52
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Главная » 2012 » Январь » 4 » Рейдерство в Синоде УПЦ (МП)
Рейдерство в Синоде УПЦ (МП)
04:13

23 декабря 2011 г. в Киеве прошло необычное заседание Священного Синода УПЦ (МП). В связи с длительной болезнью митрополита Владимира функции председательствующего на заседании были возложены на старшего по хиротонии среди синодалов – митрополита Одесского Агафангела. Чем последний и не преминул воспользоваться, чтобы вновь попытаться узурпировать власть в этой Церкви.

Возмутительным внешним проявлением такой узурпации стало то, что для ведения заседания владыка Агафангел уселся в кресло, установленное во главе стола. То есть на место отсутствующего митрополита Владимира, а не сбоку, как временный заместитель.


Светским читателям эта деталь может показаться малозначительной – но в церковной жизни символика имеет особое значение, в том числе символика места. Поэтому если кто-то садится в кресло Предстоятеля – это не просто так. Что понимает и сам севший, и окружающие. Кстати, не даром и Устав УПЦ (МП) в п. 14 главы IV напоминает, что члены Синода должны сидеть «по протоколу» согласно старшинства. А старшим в Синоде является все же митрополит Владимир – пусть и физически отсутствовавший на заседании.

Для более наглядного объяснения можно сослаться на пример того, какое место во время богослужений занимают архиереи в кафедральном соборе Харьковской епархии УПЦ (МП) – как известно вдовствующей после смерти митрополита Никодима. Даже член Синода РПЦ митрополит Ювеналий во время заупокойной литургии не садился на горнее место – ведь по традиции оно принадлежит только местному епархиальному архиерею. Не садится туда и временно управляющий епархией архиепископ Онуфрий – специальное кресло ему ставят отдельно и сбоку от горнего места.

Однако суть вопроса конечно же не в кресле.  

В ноябре с.г. митрополит Агафангел уже попытался присвоить себе особые полномочия в УПЦ (МП). В разосланном архиереям письме он объявил себя «первенствующим членом Священного Синода». Такое самоуправство вызвало глухой ропот в епископате и серию статей в СМИ. В последних авторы обращали внимание на то, что титул «первенствующий член Синода» был характерен для царской России, когда Церковь не имела своего Предстоятеля. В современных условиях во всех Поместных Церквах именно Предстоятель является первым среди членов Священного Синода. И объявлять себя таковым при живом, пусть и болеющем, Предстоятеле – наглая попытка узурпации власти.

Поняв, что самопровозглашением себя «первенствующим членом Синода» реальной власти не добиться, митрополит Агафангел и группа его поддержки из числа синодалов во главе с «первенствующим кандидатом» митрополитом Донецким Илларионом решили пойти другим путем – внешне более законным.

Согласно Уставу УПЦ (МП) в случае болезни Предстоятеля, которая делает невозможным его личное председательство на заседании Священного Синода, исполняющим обязанности председательствующего на заседании становится старейший по хиротонии среди постоянных синодальных членов (п. 17 главы IV). Таким исполняющим обязанности председательствующего, дословно «председательствующим в заседаниях Священного Синода» – согласно Журналу заседания № 74, было решено считать митрополита Агафангела.

Обратим особое внимание – председательствующим в заседаниях Синода, а не председательствующим Синода! Так записано в Уставе, так определено и самим Синодом.

Чем одна формулировка отличается от другой? В формулировке Устава и Журнала № 74 имеется ввиду только одна функция председательствующего – ведение заседания Синода в отсутствие Предстоятеля. Когда же синодальное заседание закрывается, функции председательствующего исчерпываются до следующего заседания. То что это именно так, подчеркивается важной ремаркой Устава: «Председательствующий не является каноническим Местоблюстителем» (п. 17 главы IV).

В чем, согласно канонам, церковным традициям и Уставу УПЦ (МП), разница между председательствующим и Местоблюстителем? Местоблюститель избирается в случае вакантности Предстоятельского престола для исполнения всех функций Главы Церкви, кроме особо оговоренных Уставом. Председательствующий же при временно недееспособном Предстоятеле исполняет лишь одну его обязанность – возглавлять заседания Священного Синода. Одну – и только!

Может возникнуть вопрос: а кто же должен управлять Церковью, если Предстоятель есть, но он всерьез и надолго болен? На этот вопрос есть простой и логичный ответ – поточными делами Церкви занимаются те, кому это определено самой должностью. А именно – Управление делами и его руководитель. Ведь не даром же Уставом УПЦ (МП) управляющий делами включен по должности в состав постоянных членов Священного Синода и, более того, – является его секретарем (п. 8 главы IV). «Управление делами Украинской Православной Церкви помогает Митрополиту Киевскому и всея Украины в выполнении им обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви» – гласит п. 1 главы VI Устава. Если Управление делами, согласно Устава, помогает в работе здоровому и дееспособному Предстоятелю, то тем более его обязанность – помогать болеющему!

Кроме того, Уставом предусмотрен целый ряд синодальных структур, занимающихся конкретными направлениями церковной деятельности. Эти структуры также являются по своей сути помощниками Предстоятеля.

Так что даже во время затяжной болезни митрополита Владимира УПЦ (МП) не остается без управления. Такое управление осуществляется структурами, предусмотренными Уставом. О чем, кстати, в одном из интервью говорил пресс-секретарь митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко.

Но что же мы видим в Журнале заседания Синода № 75? В нем Агафангел уже именуется «Председательствующим Синода»! И в этом качестве ему по сути делаются подотчетными Киевская епархия и ставропигиальные монастыри. Не имея прав стать Местоблюстителем при живом Предстоятеле, не имея прав называться «первенствующим членом Синода», митрополит Агафангел пытается узурпировать власть под новой формулировкой – «Председательствующего Синода». При этом уставной орган, Управление делами, вообще не упоминается – будто его и нет.

В качестве «Председательствующего Синода» Агафангел подчиняет себе совершенно странную структуру, созданную для управления Киевской епархией, своеобразного «змея Горыныча» о трех головах. При чем, если внимательно вчитаться в решение Синода, то становится совершенно непонятным, кто же руководит этим «Горынычем» – архиепископ Александр (Драбинко), названный главой комиссии, или сам Агафангел, которому эта комиссия подчинена? И кем тогда является хоть и не здравствующий, но все же живой митрополит Владимир, по Уставу являющийся епархиальным архиереем Киевской епархии УПЦ (МП)?

Так же странно и двусмысленно выглядит назначенная Синодом ревизия дел Киевской Митрополии УПЦ (МП). Учитывая то, что митрополит Владимир был госпитализирован лишь в середине сентября 2011 г., Синод во главе с Агафангелом по сути назначает ревизию деятельности именно митрополита Владимира. При чем главой ревизионной комиссии назначается митрополит Павел – викарий владыки Владимира. Удивительный случай в управленческой практике – направлять подчиненного проводить ревизию дел своего руководителя.

Фактически 23 декабря митрополит Агафангел со своими сторонниками сделали еще один шаг по пути рейдерского захвата управления в УПЦ (МП) – не будучи Местоблюстителем, Одесский митрополит пытается подчинить себе Киевскую епархию, объявляет себя «Председательствующим Синода», игнорирует Управление делами и даже усаживается не на свое место во время синодального заседания. Видимо уж очень владыке не терпится порулить церковным кораблем!

Хотя есть все основания думать, что Агафангела использует как таран другой нетерпеливый кандидат на место Предстоятеля УПЦ (МП) – Донецкий митрополит Илларион. Как Москва в свое время руками покойного Никодима (Руснака) изгоняла из руководства УПЦ митрополита Филарета, так теперь Илларион руками Агафангела хочет побыстрее перехватить власть, чтобы гарантировать себе избрание преемником митрополита Владимира.

Хотеть, конечно, как говорят в народе – не вредно. Однако обоим ретивым митрополитам хочется напомнить одну католическую пословицу: «Кто едет на конклав папой – вернется домой кардиналом». Или, в более понятых для них категориях: «Не стоит делить шкуру не убитого медведя».

Сергей СИДОРЕНКО –
для «Церква.info»
Просмотров: 340 | Добавил: Abbat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]