Понедельник
26.06.2017
06:29
Категории раздела
Статьи пользователей сайта [9]
Толкования Св. Писания [1]
Святоотеческое наследие [14]
Духовность современности [149]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Друзья сайта
Сайт капелана СНІД-ЦЕНТРА Сайт Покрова Храм Усіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство Сайт храму святої Покрови в м. Ніжині
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог сайтов Arahus.com wwjd.ru: Христианская поисковая система. Украина онлайн

'

Каталог статей

Главная » Статьи » Святоотеческое наследие

Святая Хильда из Уитби – игуменья английского народа

Святая Хильда родилась в 614 году на севере нынешней Англии. Ее родители жили в изгнании в маленьком бриттском королевстве Элмет (примерно на севере Йоркшира). Святая была в родстве с королевскими домами Нортумбрии и Восточной Англии. Среди ее родственников были такие святые угодники, как святой король Эдвин-мученик, святая Хересвита Шельская и святая Этельдреда (Одри) Элийская.

Отца святой Хильды звали Херерик, он был принцем и племянником святого Эдвина Нортумбрийского. Мать Хильды звали Брегсвитой. Когда святая была младенцем, ее матери приснился дивный сон, в котором она обнаружила у себя под одеждой прекрасное ожерелье, и, пока она разглядывала его, оно засияло светом столь ярким, что его дивное сияние осветило всю Англию. Это сонное видение сбылось на ее дочери святой Хильде, поскольку она достигла великой святости, а жизнь ее была истинным примером и светом для многих, стремившихся к праведности.

Вероятно, святая Хильда воспитывалась при королевском дворе Нортумбрии при святом короле Эдвине. Святая Хильда в юном возрасте приняла христианство – вместе со святым Эдвином ее крестил святитель Павлин Йоркский. Это произошло, скорее всего, в пасхальное воскресенье 627 года в маленькой деревянной церкви города Йорк.

Святая Хильда прожила на земле 66 лет; до достижения ею возраста 33 лет святая жила в миру и вела достойную благочестивую жизнь среди своих родственников и соотечественников, а другие 33 года жизни Хильда еще более достойно служила Богу в монашеском чине. Нам неизвестно, где жила святая Хильда между 633 (год убиения короля Эдвина язычниками и начала языческой реакции в Нортумбрии) и 647 годами. Некоторые исследователи полагают, что святая какое-то время жила в Кенте.

В 647 году в возрасте 33 лет преподобная Хильда приняла постриг в женском монастыре Хартлпул (переводится как «Олений ручей») на реке Тис в королевстве Нортумбрия, близ Дарема (ныне это графство Дарем). Святая стала ученицей и духовной дочерью святителя Айдана Линдисфарнского. Она в том же году посетила королевство Восточная Англия и сначала собиралась вслед за своей сестрой святой Хересвитой уехать в Галлию и вступить там в женский монастырь Шель. Но святой Айдан, предвидя будущее святой угодницы, позвал ее в Нортумбрию, где на северном берегу реки Уир выделил ей небольшой надел земли, равный одному хайду, то есть 100 акрам (это место сейчас невозможно точно определить). Здесь святая Хильда вместе с несколькими другими преданными Богу монахинями обучалась в кельтской традиции ирландского монашества, перенесенной в северную Англию с шотландского острова Айона святым Айданом. Святитель Айдан видел сильную любовь к Богу и мудрость монахини Хильды, часто навещал ее и давал ей духовные наставления. Вскоре, однако, святая подвижница перешла в монастырь Хартлпул и была назначена его игуменьей после святой Хию[1], которая затем перешла в монастырь Тадкастер. В Хартлпуле (этот монастырь был двойным) святая Хильда организовала жизнь общины по образцу ирландских монастырей, возможно частично используя устав святого Колумбана. Ничего от монастырских построек Хартлпула не сохранилось, но не так давно рядом с местной церковью святой Хильды было обнаружено саксонское монастырское кладбище и остатки древних монашеских келий.

Около 654 года святой Хильде было поручено воспитывать при этом монастыре малолетнюю Эльфледу[2], дочь короля Нортумбрии Освиу и наследницу престола, будущую великую святую игуменью. Позднее король Освиу пожаловал Хильде земли, и она основала (а, возможно, переучредила) двойной монастырь в городе Уитби на востоке нынешнего графства Норт-Йоркшир (тогда Уитби назывался Стренескальк, а современное название он получил лишь в XII веке). Название «Уитби» в переводе с древнескандинавского означает «Белое поселение». Этому монастырю предстояло стать одним из величайших во всей Англии. А земли под монастырь были выделены вот в связи с чем.

В 655 году король Освиу перед сражением против многочисленной армии воинственного язычника короля Пенды Мерсийского усердно молил Господа о даровании ему победы и дал обет после победы пожаловать земли по всей стране для основания монастырей. Чудо произошло: малочисленное войско Освиу победило намного превосходившую по численности армию язычников, так что король Пенда и многие его воины погибли. Король Освиу пожаловал 12 поместий – по шесть на севере и на юге Англии – для основания обителей, в том числе и в Уитби (в то время королю Освиу подчинялась уже не только Нортумбрия, но и многие другие земли к югу от нее). Уитби он пожаловал 10 хайдов земли, то есть примерно 1200 акров.

В 657 году святая Хильда стала игуменьей монастыря Уитби. Это был так называемый «двойной», или смешанный, монастырь (с раздельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви). К тому времени подобные монастыри уже были хорошо известны в Галлии. В монастыре Уитби воспитывалась юная святая Эльфледа. Земли, полученные Хильдой для своего монастыря, не отличались живописностью. Здесь река Эск впадает в море, образуя круглый залив, вокруг которого возвышаются высокие утесы. На вершине одного из утесов на высоте 300 футов над уровнем моря и был построен монастырь преподобной Хильды. С одной стороны от обители простирались обширные йоркширские болотистые земли, а с другой – бескрайнее море, волны которого все время бились о высокую скалу, защищавшую монастырь. Примечательно, что и Уитби, и Линдисфарн, и Айона, отличающиеся суровостью климата, стали великими центрами монашества и породили многих миссионеров.

Уитби благодаря преподобной Хильде стал знаменитейшим духовным и интеллектуальным центром, известным во всей Британии и далеко за ее пределами. Здесь развивались литература и искусство, духовные и светские науки, различные ремесла, а самое главное – практиковалась строгая монашеская жизнь. Под наставничеством святой Хильды Уитби стал образцом монашеского делания, просвещения, учености и высокой культуры. Святая Хильда была покровительницей англо-саксонского духовного поэта и пастуха святого Кэдмона[3], который принял монашество в Уитби и жил там до конца своих дней, написав множество замечательных стихотворений на христианские темы, которые являют собой подлинные образцы высокой поэзии Англии того времени. 

При деятельном участии святой игуменьи Хильды был созван знаменитый и значимый церковный Собор в Уитби в 663–664 годах, на котором было решено придерживаться в Английской Церкви древнеримских православных практик счета даты празднования Пасхи и бритья тонзуры. Сначала святая Хильда поддерживала «ирландскую партию» на Соборе и была сторонницей сохранения старой кельтской традиции, но выслушала голос Церкви и подчинилась решению Собора о введении римского обряда.

Святая мать Хильда была необычайно способной, деятельной и энергичной игуменьей. Изучение Священного Писания преподобная игуменья считала наиважнейшей обязанностью своих иноков и инокинь в такой же степени, что и творение добрых дел. В монастыре обязательными были хранение мира и совершение дел милосердия. Усердие святой Хильды в делах просвещения было таким, что она сама собирала огромные богатые библиотеки, учила священников и других клириков латинскому языку и литературе. Рассудительность и мудрость этой святой были так велики, что ее совета часто спрашивали короли и даже епископы. Святую одновременно глубоко чтили и считали своей духовной наставницей многие церковные деятели и ученые, правители и простые люди. Преподобная Хильда брала особое попечение о бедных и угнетенных, за что ее почитают как «матерь своей страны». Нам думается, о святой Хильде без преувеличения можно сказать, что ее святая жизнь, авторитет, популярность и влияние сыграли немалую роль в объединении Церкви и распространении христианства по всей Англии в VII веке. Пример святой Хильды показывает, что женское монашество и ученость в англо-саксонский период были на очень высоком уровне и в стране было много не только святых, образованных и даровитых игуменов и наставников, но также игумений и наставниц. Пятеро монахов, воспитанников монастыря святой Хильды, стали епископами, и четверо из них причислены к лику святых. Это епископы: чудотворец святитель Иоанн Беверлийский († 721; память 7/20 мая; его мощи покоятся в знаменитой монастырской церкви города Беверли графства Восточный райдинг Йоркшира); святитель Вилфрид Младший, епископ Йоркский († 744; память 29 апреля / 12 мая); святитель Боса Йоркский († 705; память 9/22 марта); святитель Хедда Дорчестерский и Винчестерский († 705; память 7/20 июля); епископ Офтфор Вустерский († 693).

Слава о монастыре Уитби как о «великой обители, известной своими строгими правилами и святостью жизни своих насельников, кузнице святых и школой для будущих епископов» и о его преподобной настоятельнице Хильде быстро распространилась по всей Англии. В то время святая Хильда оказала большое влияние на избрание монашеского пути святой Этельдредой Элийской, королевой Нортумбрии, ставшей игуменьей в Эли и, наряду со святой Хильдой, одной из наиболее почитаемых жен английской земли[4]. В обители Уитби много лет прожил в затворе святитель Трумвин[5], англо-саксонский епископ Аберкорна в Шотландии, которому пришлось после языческой реакции покинуть эту страну и возвратиться в Англию. Святая Хильда поддерживала деятельность святителя Феодора, архиепископа Кентерберийского, грека по происхождению, которому предстояло объединить всю Английскую Церковь и английское государство. В 678 году она поддержала разделение святителем Феодором огромной Нортумбрийской епархии святого Вилфрида на несколько более мелких епархий, а двое из ее воспитанников (святые Иоанн и Боса) вскоре стали прославленными епископами Йорка. По преданию, святая Хильда вблизи Уитби молитвой превратила всех змей, бывших в то время настоящим бедствием региона, в камни – говорят, что некоторые из этих камней можно увидеть и сегодня.

Много подробностей о жизни преподобной Хильды можно узнать из книги святого Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов», в которой он, в частности, писал, что святая «научила всех в своем монастыре строго блюсти добродетели праведности, благочестия и чистоты… Все, кто знал служительницу Христову и игуменью Хильду, звали ее матерью за ее выдающиеся благочестие и доброту. Она не только была примером святой жизни для тех, кто жил в монастыре, но и давала возможность спасения и раскаяния тем, кто жил далеко и слышал рассказы о ее трудах и добродетелях». Преподобный Беда отзывался о святой Хильде с особой любовью и почитал ее наравне с такими дивными святыми, как Айдан и Кутберт. Святая Хильда была энергичной и способной в управлении обителью и преподавании; хотя и отличалась весьма сильным характером, но с материнской любовью заботилась о своих воспитанниках в монастыре, помогала нищим и странникам.

За шесть лет до своей кончины святая игуменья Хильда была сражена тяжелой непроходившей болезнью (это была лихорадка). Однако телесные страдания нисколько не отразились на силе ее духа и не поколебали ее усердия как игуменьи и наставницы. Святой Беда писал, что преподобная и в болезни не переставала славить Бога: «Наученная собственным опытом, она (Хильда) учила всех, кому даровано телесное здоровье, ревностно служить Господу и в телесной немощи не забывать преданно возносить Ему хвалы».

Святая Хильда, причастившись в последний раз святых Христовых таин, мирно преставилась ко Господу в возрасте 66 лет 17 ноября 680 года. День ее перехода в вечность позднее стал главным днем ее памяти. Говорили, что она мечтала закончить свои дни в основанной ею незадолго до своей смерти обители Хэкнесс (ныне одноименная деревня в Норт-Йоркшире; там сохранился саксонский крест), но этому не суждено было сбыться. Смерть этой великой угодницы Божией сопровождалась чудесами. Так, в упомянутом нами женском монастыре Хэкнесс, что в 13 милях от Уитби, в минуту смерти Хильды чудесным образом сами собой зазвенели колокола, а праведная монахиня по имени Бегу[6] ночью накануне ее смерти увидела ангелов, уносивших в райские обители душу святой. Похожее видение было явлено в тот день и одной из сестер монастыря Уитби. От мощей святой Хильды происходили многочисленные чудеса, к ним стекались паломники на протяжении многих столетий.

Во время игуменства святой Хильды жизнь монастыря в Уитби во многом походила на жизнь ирландских (например, насельники жили по двое или трое в маленьких простых домиках-кельях) и галльских монастырей. Все вещи у насельников были общими. Большое внимание уделялось изучению Библии. Примечательно, что святая Хильда хотя и была крещена римским миссионером святым Павлином и воспитывалась в древнеримских православных традициях, но в более зрелом возрасте много лет находилась под большим влиянием кельтских подвижников, таких как святитель Айдан, святитель Финан, святитель и отшельник Кутберт Линдисфарнские.

После святой Хильды ее преемницами в игуменстве в Уитби были такие дивные святые, как преподобная Энфледа и преподобная Эльфледа. Примерно в то же время жизнь в обители Уитби была устроена по римскому образцу. Через 25 лет по преставлении «игуменьи всего английского народа» в ее обители было написано самое раннее житие святителя Григория Двоеслова, папы Римского и организатора успешной миссии святого Августина в Англию. Упомянем также, что Уитби был долгое время главным монастырем Нортумбрии, тесно связанным с королевским домом, и местом захоронения членов королевской семьи Дейры.

Примерно с 800 года язычники-викинги начали совершать регулярные набеги на Англию, не обошли они вниманием и монастырь Уитби, который был ими разрушен в 867 году; новый же, католический, монастырь был учрежден уже после норманнского завоевания (1078) и посвящен святому Петру и святой Хильде. Этот монастырь был распущен во время Реформации в 1539 году. Скорее всего, во время набегов датчан мощи святой Хильды были перенесены при английском короле Эдмунде I († 946) из Уитби в Гластонбери графства Сомерсет, где их продолжали почитать. Монастырь во имя святого Петра города Глостер графства Глостершир, возможно, тоже имел часть ее мощей. Скорее всего, мощи и реликвии святой имелись также в Даремском монастыре, а многие исследователи считают, что честная глава преподобной до сих пор может храниться в соборе города Дарем графства Дарем. В городе Уитби с XII века ежегодно проводилась ярмарка в дни памяти святой Хильды.

Почитание преподобной Хильды было общенациональным, но особенно ее всегда почитали на севере. Не менее 15 древних церквей было освящено во имя святой Хильды; из них 11 находились в Йоркшире и две – недалеко от Дарема. Сегодня тоже немало церквей посвящены этой великой угоднице. Кроме Уитби, Дарема и Гластонбери, святую Хильду особенно почитают в Хартлпуле, где она, как мы знаем, некоторое время была игуменьей, а также в Ившеме графства Вустершир, поскольку считается, что влиятельный Ившемский монастырь сыграл главную роль в переучреждении монастыря в Уитби в XI веке (на этот раз уже в качестве мужского). 

Сегодня городок Уитби, стоящий на берегу Северного моря и имеющий население примерно 13 тыс. человек, со своими хорошо сохранившимися руинами монастыря святой Хильды, а также древней церковью святой Марии, является местом постоянного паломничества православных и инославных христиан. В этом городе также есть церкви во имя святого Ниниана, архангела Михаила, святого Иоанна и две церкви во имя святой Хильды: одна – англиканская, другая – римо-католическая (обе датируются XIX веком). Еще одной достопримечательностью города Уитби являются его знаменитые 199 ступеней, которым уже более 600 лет, а нынешние каменные ступени сменили более древние деревянные лишь примерно 200 лет назад. Эти ступени ведут с улицы Черч-Стрит из «нижней части» старого города Уитби на восточный утес, называемый также «верхней частью города», где расположены руины аббатства святой Хильды и церковь святой Марии. И хотя до аббатства можно добраться по современной дороге, многие туристы и паломники до сих пор предпочитают подниматься к аббатству по этим уникальным 199 ступеням.

Есть интересное поверье, что в знак благоговения перед святой Хильдой морские птицы не пролетают над руинами аббатства Уитби, а если некоторые и пролетают над ними, то обязательно замедляют свой полет в память о святой игуменье.

Святой Хильде составлена православная служба на английском языке (автор – чтец Исаак Ламбертсон).

Во имя святой Хильды освящены, кроме уже упоминавшихся двух церквей в Уитби, также и следующие храмы: церковь в деревне Шерберн графства Норт-Йоркшир; церковь в деревне Билсборроу графства Ланкашир; церковь в деревне Эгтон в 8 км на запад от города Уитби графства Норт-Йоркшир; церковь на улице Хай-Стрит в городе Хартлпул графства Дарем (святая Хильда с 649 по 657 год была игуменьей местного саксонского монастыря, основанного примерно в 640 году святым Айданом Линдисфарнским; монастырь этот был разграблен викингами около 800 года; сама церковь, по мнению экспертов, является одним из самых замечательных примеров раннеанглийского стиля в стране); церковь святой Хильды в городе Саут-Шилдс графства Тайн-энд-Уир; саксонская церковь в деревне Эмплефорт графства Норт-Йоркшир; церковь в местечке Уорли-Вудс (ныне в черте города Бирмингем) графства Уэст-Мидлендс; церковь в городе Оденшо графства Большой Манчестер; одна из церквей в городе Манчестер также освящена во имя святой Хильды; одна из церквей города Йорк освящена во имя этой святой; церковь святой Хильды в городе Эшфорд графства Суррей; церковь в деревне Эллерберн графства Норт-Йоркшир; церковь в южном пригороде Лондона Крофтон-Парк; одна из церквей в городе Кингстон-Апон-Халл графства Восточный райдинг Йоркшира; церковь святой Хильды в городе Лидс графства Западный Йоркшир, в которой имеются статуя этой святой и ее изображение на одном из витражей (несколько улиц в городе Литс названы в честь святой Хильды). Освященные во имя святой Хильды храмы можно также встретить в Канаде, США и других странах.

Святую Хильду издавна почитали и особенно продолжают почитать сегодня как покровительницу образования, учености, культуры и поэзии. Многие школы для девочек и женские колледжи в различных странах мира названы в честь этой святой (в США, Австралии, Сингапуре и даже на Ямайке!). На родине святой Хильды в Англии действуют названные в ее честь колледж святого Беды и святой Хильды в Дареме и колледж святой Хильды в Оксфорде. Имя «Хильда» до сих пор является крещальным женским именем в Англии.

Святую Хильду чаще всего изображают игуменьей, держащей в руке монастырь Уитби, с короной на голове или около ее ног. Ее также изображают превращающей змей в камни или повелевающей диким птицам не истреблять урожай; иногда встречаются изображения того, как душа святой возносится ангелами на небеса.

***

В VII веке на севере Англии, как и в других районах страны, просияло немало других святых игумений. Кроме святой Хильды и уже упомянутых нами святых Хию, Энфледы и Эльфледы стоит сказать и о преподобной Эверильде Эверингхэмской (память совершается 9/22 июля). Эверильда была знатной женщиной из королевства Уэссекс, обращенной ко Христу и крещенной около 635 года святителем Бирином, апостолом Королевства западных саксов. Со временем святая решила оставить все мирские дела и приняла иночество на севере Англии в местечке под названием Бишопс-Фарм (постриг над ней совершил святитель Вилфрид Йоркский). Это место большинство ученых ассоциируют с нынешней деревней Эверингхэм в графстве Восточный райдинг Йоркшира, и названной в честь этой святой. Святая Эверильда стала первой игуменьей местного женского монастыря, где управляла общиной из 80 сестер. Святая игуменья Эверильда много лет служила Господу в святости, чистоте и молитве, заботилась об инокинях и подавала им пример своей жизнью. Преставилась она около 700 года, и к ее мощам на протяжении многих лет стекались паломники. По преданию, святая Эверильда благословила всех будущих матерей и рожениц Эверингхэма, и ее предстательством ни одна мать в этой деревне не умерла при родах на протяжении многих лет (об этом свидетельствовали местные жители даже в XVIII веке!). Хотя в Эверингхэме не осталось никаких следов от саксонского монастыря, зато деревня может похвастаться двумя церквями, освященными во имя святой Эверильды: англиканская церковь преподобной Эверильды датируется норманнским периодом, а великолепная по красоте католическая церковь во имя Божией Матери и преподобной Эверильды была освящена в 1830-е годы. Церковь построена в итальянском стиле и знаменита своими изящными коринфскими колоннами, апсидальным алтарем, цилиндрическими сводами, органом, купелью, а также изображениями сцен из земной жизни Христа, великолепными статуями апостолов, Пресвятой Богородицы и святой Эверильды. Недалеко от церкви много лет существовал источник святой Эверильды. Преподобной Эверильде также посвящена саксонская церковь в деревне Нетер-Попплтон графства Норт-Йоркшир; здание этой церкви, возможно, датируется VII веком.

Святая мать Хильда и все святые игуменьи Нортумбрии, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа


_____________________________________________________________________________________
[1] Преподобная Хию († 657; память 2/15 сентября), вероятно, была родом из Ирландии. Она стала первой нортумбрийской монахиней в Англии. Постриг над святой Хию совершил святитель Айдан Линдисфарнский, который и наставил ее в монашеской жизни. Святая Хию в 640 г. стала первой игуменьей монастыря в Хартлпуле, а в 649 г. перешла в обитель Тадкастер нынешнего графства Норт-Йоркшир, которой управляла до конца своей жизни.
[2] Преподобная Эльфледа (653–714; память 8/21 февраля), с раннего детства обучавшаяся в северных нортумбрийских обителях Хартлпул и Уитби, впоследствии стала преемницей своей матери, бывшей королевы, святой Энфледы, в управлении монастырем Уитби. Была одной из мудрейших и самых влиятельных духовных наставниц в Англии конца VII – начала VIII в. Имя «Эльфледа» носили также две другие святые Английской Церкви; обе они жили в X в.
[3] Преподобный Кэдмон, песнописец, преставился около 680 г. (день его памяти – 11/24 февраля). О жизни этого замечательного святого можно прочесть в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного.
[4] Преподобная Этельдреда, или Одри, королева Нортумбрии и игуменья Элийская в Кембриджшире (ок. 630 – 679; память 23 июня / 6 июля), была великой наставницей, отличалась святой жизнью, воздержанием, нестяжательностью и даром чудотворений. Ее нетленная рука до сих пор хранится в освященной в ее честь католической церкви города Эли. Часть мощей этой святой также хранится в лондонской католической церкви святой Этельдреды в Эли-Плейс; церковь эта состоит из верхнего и нижнего храмов, ей уже около тысячи лет, она является одной из немногих построек Лондона, уцелевших во время страшного пожара 1666 г. После Реформации эта церковь несколько столетий использовалась как англиканская, но с XIX в. в ней снова регулярно совершаются католические мессы. Мощи святой Этельдреды хранятся в этой церкви в небольшом ковчеге, справа от главного престола. Святой Этельдреде особенно молятся об исцелении от кожных заболеваний и от болезней, связанных с горлом. Ей составлена православная служба на английском языке (см.: http://orthodoxengland.org.uk/saudrey.htm).
[5] Святой Трумвин († ок. 704; память 10/23 февраля) был посвящен святителем Феодором Кентерберийским в епископа южных пиктов в Шотландии в 681 г. Центром епископского служения святителя стал монастырь Аберкорн. Однако в 685 г. начались гонения от язычников-пиктов, так что святитель Трумвин со всеми монахами Аберкорна вынужден был вернуться в Англию, где остаток своих дней провел в обители Уитби, ведя безупречную монашескую жизнь; после своей кончины почитался как святой.
[6] Монахиня Бегу преставилась около 690 г. и после смерти местно почиталась как святая (день памяти – 31 октября / 13 ноября). По преданию, в 1125 г. монахи из монастыря Уитби в поисках святых мощей для своей обители (к тому времени мощи святой Хильды уже покоились в Гластонбери) пришли в деревню Хэкнесс и по Божественному откровению нашли гроб с надписью: «Это гробница святой монахини Бегу». Мощи святой Бегу были перенесены в обитель Уитби, где от них происходили многочисленные чудеса. Святую Бегу иногда ошибочно соотносят со святой по имени Бега († ок. 681) – ирландской принцессой, ведшей отшельническую жизнь в Камбрии на северо-западе Англии, а затем основавшей знаменитый монастырь в Сент-Бис-Хэде, просуществовавший около 900 лет, – от этого монастыря сохранилась удивительная по красоте церковь. По молитвам святой Беги еще при ее жизни происходили бесчисленные чудеса, а аббатство Сент-Бис в Камбрии до сих пор посещается паломниками.
Категория: Святоотеческое наследие | Добавил: Abbat (04.12.2011)
Просмотров: 516 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]